село Большое Окулово

Нижегородская область, г.о. Навашинский, с. Б.Окулово
Глава: Отсутствует

День села - 27 сентября

Легенда гласит: Село Б-Окулово образовалось  примерно в 11 веке. Первоначально население здесь было мордовское. Во время похода Ивана Грозного на Казань один путь проходил по нашей местности. От войска отстал литовец. Он случайно встретился с людьми, жившими в нынешнем леске, а тогда был непроходимый лес. Литовец женился на дочери одного из мордовских семейств. Окулы в переводе с мордовского, означает чаща. В этой чаще  - Окулах – и поселился литовец со своей женой, так образовалось  село, отсюда и пошло его название.

Есть и другая версия: в ту пору население занималось рыболовством и возможно название села Большое Окулово произошло от слов «Ока» и «Лов». Первое упоминание о Большом Окулове в старинных церковных книгах относится к 1676 г. В окладных книгах этого года в селе значится деревянная церковь в честь воздвижения Креста Господня, при церкви двор попа Стефана. В приходе 80 крестьянских дворов. В 1832 году на средства местного помещика графа Уварова был построен кирпичный храм. Около 100 лет в храме шла служба. Но в 1930 году храм был закрыт. И возобновил свою работу только в декабре 1990 г.

1893г. Из складной книги 1893 года: «Среди кустарной промышленности в селе Б- Окулово упоминается изготовление ботнико – рыбацких лодок из осиновых брёвен; телег; саней; бондарных изделий: кадушек, лоханей, плетение корзин. Изготовлением телег занимались 25 семей, сани делали в 30 семьях. В ежегоднике говориться: « Вообще, нужно отметить, окуловцы – народ промысловый, ремесленный и не ленивый. Живут все зажиточно, хотя не без труда промышляют себе копейку на чёрный день». До революции положение крестьян было тяжёлым. Земля являлась государственной и делилась между крестьян по душам. Малоземелье не обеспечивало крестьян, и они вынуждены были заниматься кустарным производством, а некоторые уходили на судостроительную верфь, которая возникла в Мордовщикове 1905-1907 годах. Многие хозяйства крестьян не имели даже своей лошади и коровы.  В селе проживали зажиточные кулаки – Фурсовы Василий Иванович и Андрей Иванович, Шарапов Тимофей Алексеевич, Гуриков Иван Дмитриевич. Братья Фурсовы владели кустарным производством по изготовлению саней, телег, колёс. Они имели свои дома и лавки в Нижнем Новгороде, Казани, Муроме, где продавали товары кустарного производства, продукты, промышленные товары. Продукты и промышленные товары Фурсовы скупали и перепродавали населению. Для кустарного производства скупали лес. Шарапов и Гуриков торговали мясом. Для этого скупали по 100-120 голов крупного рогатого скота. Культурных учреждений не было. Вечерами крестьяне собирались в домах, где играли в карты, женщины пряли, вязали, вышивали.

В 1845 году в селе была основана графом Уваровым народная земская школа, которая содержалась за счёт Земства. Школьное здание было построено напротив церкви на 50 – 60 человек. Проводил занятия всего один учитель. Но потом здание оказалось мало для всех желающих учиться и сельское общество сняло помещение у крестьянина Ивана Фурсова. В школу принимались все дети, достигшие 8 лет. Учителем была Ольга Семёновна Понамарёва. Кроме арифметики, грамматики и чтения здесь преподавали Закон Божий. Занимались в школе с 8 до 16 часов. В 1963 году была построена новая школа на 300 учебных мест.

1919 год после войны разруха, голод эпидемия сыпного тифа. Многие её не перенесли. Но, несмотря на это в селе была хорошо организована культурно массовая работа. Было создано культурно – просветительное общество, главным организатором которого был Монсуров Василий Михайлович.  Были организованы газетный, хоровой и музыкальный кружки. Работала спортивная секция. Для работы этого общества было предоставлен бывший дом управляющего графини Уваровой Горшкова. Распространённой формой работы в клубе была постановка пьес, которые пользовались успехом. Активистами и комсомольцами проводилась большая работа среди односельчан. Их называли синеблузниками, ими руководил присланный из г. Горького Жирнов Анатолий. «Синяя блуза» - это живая газета односельчан. Занималась эта газета разоблачением непорядков на селе. Стихи и песни сочиняли сами активисты.

История колхоза: В 1929 году Бандину Михаилу Васильевичу и председателю сельского совета Фролову С. П. было поручено провести разъяснительную работу среди населения по объединению крестьянских хозяйств в колхоз. Организация колхоза была трудной, неоднократно собирались собрания. На селе была прослойка «крестьяне – середняки», которых было большинство. Они колебались. Вступали и выписывались. Первым председателем колхоза был Михаил Васильевич Бандин. По данным   архива на 5 апреля 1930г. в  Б – Окуловском колхозе г. насчитывалось 220 членов, семенной фонд - 501 руб., из инвентаря было  2 сеялки, 10 окучников на сумму 4000 руб. На первомайскую демонстрацию этого года колхозники вышли с 15 конными плугами и боронами, с 10 окучниками и одной конной сеялкой. А на 1 января 1935г. В колхозе состояло 196 дворов с населением в них 926 человек, трудоспособных колхозников 595 человек. Колхоз имел свою водяную мельницу, кирпичное производство, слесарную мастерскую, кузницу, молочно-товарную ферму. В хозяйстве было 77 голов крупного рогатого скота, 18 свиней, 69 лошадей. В 1934году получен валовой урожай  зерновых и бобовых 4118,7 ц, картофеля 3876ц, овощей 1050 ц, лугового сена 12773 ц. Колхоз продал государству зерновых 48 ц, картофеля 620ц, овощей197ц, мяса 5ц, молока 105ц, сена 1250ц. Доходов получено 168 тысяч рублей. В 1936 году Б – Окуловский колхоз был занесён на краевую Доску Почёта за успехи 1935 года.

  • Раздел находится в стадии наполнения