По документам архивного фонда Р-8 Мордовщиковский поссовет
Вопросы воспитания и обучения были первоочередными
Идет последний месяц летних каникул. В школах завершается подготовка к началу учебного года. Организации образовательного процесса уделяли большое внимание и даже в самые трудные годы страны. Вот что об этом рассказывают архивные документы Совета депутатов трудящихся Мордовщиковского поссовета 1945, 1946 г.г.
Работа школ на контроле
Это время выбрано неслучайно. Оно связано с последними днями войны, периодом восстановления после ее окончания. Страну приходилось поднимать из руин. Тем не менее, вопросы процесса воспитания и обучения подрастающего поколения оставались первоочередными.
На сессиях депутатами и директорами рассматривались вопросы о контроле над ходом выполнения программного материала, сотрудничестве с родителями, об агитационно-массовой работе учителей, борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Так, в докладе директора школы Приклонского, приглашенного на заслушивание о работе средней школы за I полугодие 1944-1945гг. представлена следующая информация: «из 541 учащегося неуспевают 184 человека, по НСШ из 309 учащихся неуспевает 88, учеников с отметками 5 и 4 – 147 человек. Организованы военные кружки: стрелковый, ПВХО и юных ворошиловских стрелков, имеются значкисты БГТО – 83 человека, ГТО – 104 человека, имеется при школе драматический кружок и более 100 номеров подготовлено к смотру художественной самодеятельности. Охвачено подпиской на 4-ю денежную вещевую лотерею на сумму 6500 тыс. руб.»
Важные решения
Школа принимала участие в заготовке топлива, дров, оказывала помощь в убоке урожая. Оказывалась материальная помощь учащимся путем выделения 58 пар валенной обуви, 20 пар ботинок, 2 пальто, 7 шапок, 5 шароваров, 125 м. мануфактуры, 4 кг. сахарного песка.
«…Дирекция школы и учительство в своей практической работе мало привлекали родительский актив и до сего времени при школе не организован родительский Комитет», - критикует работу школы депутат Иванова.
По результатам выступления депутатов и доклада директора сессия принимает ряд важных решений:
«- по повышению показателей по успеваемости (путем организации специальной комнаты для детей, где бы они готовили уроки под непосредственным контролем учителей);
- обязать директора по организации родительского Комитета (выбрав в его состав самых лучших родителей);
- принять меры по организации горячих завтраков для детей остронуждающихся;
- просить торговый отдел Райсовета принять меры по вопросу регулярного снабжения учителей и технического персонала школ промтоварами;
- по организации при школе пионерской комнаты, военно-физкультурной площадки и детской библиотеки;
- по организации просмотра картин для детей при клубе им. Ленина с 17-00 до 19-00(не допускать детей школьного возраста на вечерние сеансы)».
Данное заседание проходило 17 января 1945года, и уже менее чем через месяц, в феврале этого же года на заседании сессии докладывает о состоянии работы Ремесленного училища №14 директор тов. Маковский.
Звучат на заседании вопросы недобора учащихся, отсутствие общежития, слабое питание (вместо 6 руб., - 4р.25коп.), отсутствие транспорта.
Решение принято, на мой взгляд, очень интересное и неординарное, за училищем предлагается закрепить русло Старицы до впадения ее в Оку, с целью организации рыбной ловли.
До окончания войны менее месяца
На очередном заседании, которое состоялось 12 апреля 1945 года, опять решаются вопросы о получении добавочного хлеба для учащихся, об успеваемости, обеспечении керосином и дровами. Их не хватало. В то же время наряду с материальными трудностями, в силу недостаточной внешкольной работы, депутат Левина говорит об уровне дисциплины учащихся. «… Вина наша. Ребята некультурные. Всюду слышишь не цензурные слова».
Зав. РОНО Щеглов сообщает, что в школах мало наглядных пособий, физических приборов. Отмечает, что «…надо всей общественностью и родителям взяться за воспитание детей особенно вне школ».
Из 564 учащихся неуспевают 171 или 30%, по НСШ из 309 человек учащихся неупевают 93 человека или 30%. Работа с отстающими не организована.
Решением сессии работа была признана неудовлетворительной.
Восьмой день после окончания войны. 31-е заседание сессии. На повестке дня вторым вопросом, после вопроса о подготовке детсада №14 к вывозке детей в лагеря, вопрос о готовности школ к экзаменам.
В 10-м классе – 5 человек до экзаменов не допускаются.
В прениях говорится о проведении с родителями собраний, подготовке к экзаменам и не привлечении детей к работе на своих огородах.
Директоров школ обязали освобождать детей от полевых работ на период экзаменов.
Несмотря на трудности и недостатки
15 июня 1945года. Повестка дня: «О мероприятиях по усилению помощи семьям погибших и инвалидам Отечественной войны».
Решение однозначное: до начала нового 1945-1946 учебного года провести обследование остронуждающихся детей в обуви и одежде и при поступлении обеспечивать их в первую очередь. Все дети погибших и инвалидов Отечественной войны должны быть охвачены школой.
В завершении материала обращаемся к заседанию №34 от 11.08.1945 года «Об итогах учебно-воспитательной работы школ за 1944-1945 учебный год и о ходе подготовки школ к новому учебному году».
Депутат Киселев, выступая в прениях, говорит, что считанные дни остались до начала учебного года, а помещения, инвентарь, учебно-наглядные пособия школы не имеют. Он отметил, о необходимости приема немедленных мер. Депутат Петров констатировал, что НСШ так же к новому учебному году не готова, да еще и нет директора: т. Макурину РОНО перевел в другую школу, и подготовкой школы никто не занимается.
Председатель поссовета Иванова поставила задачи к 25 августа 1945г., принять все меры к размещению 28 классов, при имеющихся помещениях для 6 классов, подготовить мебель и изготовить новую и решить с РОНО вопрос об укомплектовании школы педагогическими кадрами.
Не смотря на все трудности и недостатки, 34-я сессия отметила, что школы добились значительного улучшения в работе, испытания на аттестат зрелости показали хорошую работу. Преподаватели Вегилянский, Курсанов и Кузьмина добились прочных и глубоких знаний учащихся. Школа выполнила закон всеобуча, произведен учет детей от 7 до 16 лет.
Листая и изучая материалы этих лет, можно констатировать, что практически на каждом заседании сессий Мордовщиковского поссовета данные вопросы имели место.
Наталья Торгашова, заведующий архивным сектором
администрации городского округа Навашинский.
(По документам архивного фонда Р-8 Мордовщиковский поссовет)