Рождение района
-1-
Указы Президиума Верховного Совета РСФСР о новом административном делении и об образовании Мордовщиковского района от 29 августа 1944г. были опубликованы в печати 5 сентября, а в поселке уже целую неделю, шла напряженная работа, связанная с организацией района.
30 августа 1944 года в рабочем поселке Мордовщиково появился никому здесь неизвестный высокий худощавый человек лет тридцати. Он неторопливо прошелся по немногочисленным тогда невзрачным, утопающим в песках улицам. Бросалось в глаза отсутствие зеленых насаждений, за исключением березовых посадок вокруг поселковой больницы. Преобладала одноэтажная застройка частного сектора. Лишь на улицах Ленина, Школьной (ныне Соболева) да на площади им. Сталина, сплошь покрытой песком, можно было насчитать десятка два 4-х,6-ти и 8- квартирных домов в два этажа, принадлежащих судостроительному заводу.
Самым солидным зданием была «красная» школа. Она же была и самым окраинным зданием в поселке. На все рассчитывал незнакомец, но подобного убожества и скудности не ожидал. С тягостным впечатлением направился он в деревянный дом на ул.Лепсе, в котором размещался поселковый Совет. Познакомившись с предпоссовета А.Е. Левиной, он отправился на судостроительный завод. По пути его внимание привлек двухэтажный деревянный дом, занятый штабом воинской части.
Зайдя на заводе в кабинет парторга ЦК ВКП(б) Б.И. Белопросова, он застал здесь директора завода В.П. Карпова, зам.парторга Н.П. Жигулина и председателя профкома И.С. Окладнова. Здороваясь с ними, незнакомец басовито представился:
- Бирюков. Затем после короткой паузы добавил:
- Иван Ильич. Уполномоченный Горьковского обкома по организации нового Мордовщиковского района.
Заметив на лицах заводчан недоумение, он сказал:
- Для начала я ознакомлю вас с Указом, о котором, вероятно, многие его не знают.
В документе было сказано, что в составе Горьковской области образуется Мордовщиковский район с центром в р.п. Мордовщиково за счет разукрупнения Кулебакского и правобережной части Муромского районов. В состав нового района включены рабочий поселок Мордовщиково и сельские Советы – Б-Окуловский, Горицкий, Сонинский и Липненский, выделяемые из Кулебакского района; Волосовский, Ефановский, Малышевский, Поздняковский, Новошинский, Спас-Седченский и Монаковский сельские Советы правобережной части Муромского района.
За неделю до подписания Указа секретарь обкома М.И. Родионов вызвал И.И. Бирюкова, работавшего тогда первым секретарем Ляховского райкома, и предложил сдать дела второму секретарю, а самому срочно выехать в Мордовщиково для организации нового района, подбора кадров аппарата управления районом, их размещением, подготовки и проведения партийной конференции. На все это было дано не более полутора месяцев.
После опубликования Указа бюро обкома утвердит оргбюро по созданию района во главе с И.И. Бирюковым. В оргбюро вошли так же три будущих секретаря райкома ВКП(б), секретарь райкома комсомола, председатель исполкома райсовета депутатов трудящихся. Вся организационная работа будет узаконена решением первой оргпартконференцией.
Парторг ЦК ВКП(б) поинтересовался:
- Надо полагать, Иван Ильич, что в вашем лице мы видим сегодня самое высокое в районе начальство?
- Возможно. Если вы изберете это «самое высокое начальство». А до этого дел невпроворот: нужна крыша над головой, нужны кадры, рабочие места, надо изучить состояние принимаемого хозяйства.
В порядке первой помощи под организационный штаб будущего района был выделен кабинет зам.парторга Н.П. Жигулина площадью в десять квадратных метров. Иван Ильич оказался человеком исключительной работоспособности, его энергия, организаторские способности увлекали людей, вели их за собой. Условия, в которых оказались новые руководители района, определили их «походно-полевой» стиль. Утром они собирались в тесном кабинетике И.И. Бирюкова, получали задания и разъезжались – чаще расходились пешком - по колхозам и сельским Советам, непременно бывая в первичных организациях хозяйств.
Вся бухгалтерия и канцелярия, как выражался сам Иван Ильич, у каждого сотрудника была в его боком кармане. Не было ни полированных столов, ни мягких стульев, громоздких шкафов и сейфов. Вообще мебели не было никакой. Протокольную часть вел только что принятый на работу Вася Шульпин, самый молодой помощник. Он вспоминал:
- Воистину исключительной работоспособностью обладал Иван Ильич. Сотрудники удивляются, когда же он спит? В 5-6 часов утра он уже на работе. По ночам часто посещает в цехах рабочих, знакомится, беседует с ними…
В только что созданный район вошло тридцать одно хозяйство (в каждой деревне был отдельный колхоз). У каждого из них были свои планы, намеченные еще до создания нового района. Выполнения этих планов областное начальство требовало теперь от нового руководства. Уборочная кампания была тогда в самом разгаре. Наряду с контролем за работой, следовало обеспечить выполнение плана хлебопоставок - главной заповеди каждого колхоза.
Шел 1944 год, в ходе войны уже был виден перелом, враг отступал, но сопротивлялся яростно. Надо было снабжать и фронт и тыл. Сложность работы оказалась в том, что руководство района и сельские, и колхозные руководители еще плохо знали друг друга. Но дело надо было делать. Решили принять меры по выполнению плана хлебопоставок до начала районной партконференции, назначенной на 15 октября.
За сентябрь новые руководители района сумели основательно разобраться с положением дел в каждом колхозе, каждом Совете и парторганизации. Загадкой для них оставался судостроительный завод, где была самая крупная партийная организация, объединяющая две трети коммунистов района, но при этом в сентябре завод не обеспечил выполнение плана поставки продукции для нужд обороны. Это же ЧП! Иван Ильич решил изучить обстановку на единственном крупном промышленном предприятии района. В течение 10 дней он в любое время появлялся в дневных и ночных сменах, беседовал с рабочими, мастерами. И странно, что ни разу в ночных сменах не встретил ни одного руководителя завода, ни одного начальника цеха. О многом ему рассказывали рабочие и мастера завода. И выяснилось, что ночными сменами по существу никто не занимался, на все безобразия, творимые в третью смену, руководство завода не обращало внимания.
Вопрос «О состоянии работы ночных смен» решили обсудить на оргбюро, куда с горделивым, независимым видом явились руководители завода и цехов, уверенные в том, что новые районные власти совершенно не знают заводской жизни. А сами они перед Кулебакским райкомом практически не отчитывались. Царили на заводе бесконтрольность, безнаказанность.
И когда Иван Ильич «выложил» подробную информацию о положении дел в ночных сменах завода, его руководители были обескуражены. Особенно недоумевал директор - как же это? Секретарь райкома ходит ночами по цехам, а ему об этом никто не доложил. Справедливости ради надо сказать, что директор завода сделал для себя правильные выводы, и руководство района уже увереннее шло на партийную конференцию.
-2-
Своеобразие обстановки во вновь образованном районе состояло в том, что никаких органов управления здесь не было. Для конституционного формирования местной власти районного уровня надо было проводить выборы. Шла Великая Отечественная, тяжелейшая в нашей стране. Потому-то и было не до выборов. С учетом специфики обстановки было создано оргбюро при обкоме ВКП(б) и облисполкоме по формированию руководящих органов района и последующему их конституционному и уставному оформлению.
В состав оргбюро по Мордовщиковскому району были назначены лица, которые в скором времени возглавят райком КПСС, исполком районного Совета трудящихся, районный комитет ВЛКСМ. В состав оргбюро были включены И.И. Бирюков, С.П. Аболешев, И.П. Власов, Г.И. Храмов, М.М. Маршалова.
Первое организационное заседание Мордовщиковского райисполкома состоялось 28 сентября 1944года. На нем были рассмотрены два вопроса: оргвопрос и о зданиях для размещения районных организаций и квартирах для руководящих работников и специалистов. Были избраны: председателем исполкома райсовета - С.П. Аболешев, зам.председателя – М.А. Титов. Он же был утвержден и зав.отделом по гособеспечению и бытовому обслуживанию. Надо отметить, что это был тогда важнейший участок работы, учитывая строго лимитированное, карточное обеспечение минимально необходимым для поддержания жизни набором продовольственных товаров и предметов потребления.
Секретарем исполкома райсовета был утвержден А.И. Щаднов, зав.финотделом - А.Н. Смирнов, земельным (райзо)- А.Я. Леонтьев, народного образования – И.Я. Щеглов, здравоохранения – К.Ф. Рахманов, членами исполкома стали также А.Е. Левина, Д.С. Макурин.
Официальные конституционные выборы в местные Советы были проведены после окончания Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР только 21 декабря 1947 года.
В сентябре и в первой половине октября 1944 года шла активная, напряженная работа по формированию главного руководящего штаба района – райкома РКП(б), избранию делегатов на первую организационную партийную конференцию, которая состоялась 25 октября 1944 года. Необычное оживление царило в этот день в клубе судостроителей. За военные годы люди отвыкли от такого массового сбора. При этом в клубе много было совершенно незнакомых друг другу людей. Сюда пришли 115 делегатов с решающим голосом, 13 делегатов с совещательным, представлявшие 412 членов и 110 кандидатов в члены ВКП(б) из 30 первичных парторганизаций, в т.ч. 12 производственных, 8 учрежденческих и 10 колхозных.
Следует отметить разительное отличие партконференций во вновь образуемых районах от проходящих в давно сложившихся районах. В старых районах многое, как бы заранее уже известно, знакомо, знакомы друг с другом многие делегаты, известны руководители всех рангов, можно заранее предугадать, кто и на какую тему выступает, кто будет рекомендован в руководящие органы райкома. Во вновь формируемых районах – это тайна, практически невозможно что-то предугадать. Этим и интересны подобные конференции.
Стоит присмотреться к тому, что происходит в фойе клуба. Вот отдельной группой держатся делегаты, входящие ранее в состав Муромского райкома, особняком держатся сельские делегаты бывшего Кулебакского района. Хозяевами чувствуют себя делегаты от судостроительного завода. Их подавляющее большинство. Они у себя дома и предчувствуют, что и впредь будут играть ведущую роль в жизни нового района. Много делегатов в военной форме, это представители дислоцированной здесь воинской части, других военизированных формирований. Но независимо от всего, их воодушевляет и объединяет осознание того, что рождается новый политический организм, захватывающий общей целью, единством действия, что от активной деятельности каждого из них будет зависеть успех всего дела.
На свою первую организационную партконференцию делегаты пришли как на большой праздник, чисто и опрятно одетые, они с любопытством оглядывают друг друга. Привыкли к будничной одежде, рабочей спецовке. Как группировались в фойе, так и расселись в зале. Избирается президиум, девятнадцать человек заняли свои места. Трое – в секретариат. Представительство самое широкое. Утверждается повестка дня:
1. Задачи Мордовщиковской районной партийной организации.
2. Выборы райкома ВКП(б).
3. Выборы ревизионной комиссии.
С докладом по первому вопросу выступил председатель оргбюро Горьковского обкома по Мордовщиковскому району И.И.Бирюков. Он доложил о состоянии работы по формированию нового района, подбору и расстановке кадров, положению дел на предприятиях, в организациях и колхозах, поставках сельхозпродукции и основных задачах, которые предстоит решать районной партийной организации, всем её кадрам.
Партийная конференция избрала первый Мордовщиковский районный комитет ВКП(б) из 31 человека. В состав ревизионной комиссии были избраны Н.М. Зварцев, М.Е. Короткова, В.П. Любимов, М.И. Черкасова, И.Я. Щеглов. На состоявшемся в этот же день пленуме РК ВКП(б) были избраны: первым секретарем И.И. Бирюков, вторым – П.И. Храмов, секретарем – И.П. Власов, членами бюро: С.П. Аболешев – председатель исполкома райсовета, Б. Белопросов – парторг ЦК ВКП(б) на заводе №342, И.И. Гришин – начальник райотдела КГБ, В.И. Карпов – директор завода №342, кандидатами в члены бюро были избраны М.М. Маршалова – первый секретарь РК ВЛКСМ, А.А. Калинин – редактор районной газеты «Сталинский луч», В.А. Рогачев – начальник РО НКВД, зав.отделами РК ВКП(б) были утверждены: организационно-партийной работы – Н.П. Жигулин, агитации и пропаганды - В.Я. Иванов, военным отделом – Н.В. Черкасов, редактором районной газеты «Сталинский луч» - А.А. Калинин. Партконференция приняла развернутое решение, определявшее главные хозяйственные задачи, стоявшие перед новым районом.
Многие обратили внимание на пункт №27 решения: «Обязать райком и райисполком, завод №342 превратить поселок в цветущий районный центр». Этот пункт был включен в решение партконференции по предложению И.И. Бирюкова, очевидно, под воздействием сложившегося у него впечатления от неказистого вида поселка, явно не тянущего на статус районного центра.
28 января 1945 года состоялась первая Мордовщиковская организационная конференция ВЛКСМ. Первым секретарем была избрана М.М. Маршалова, до этого работавшая секретарем Заветлужского райкома ВЛКСМ, вторым – Б.Ф. Моськин, членами бюро – Л.И. Бандина, А.Д. Киселева, Л.В. Лукьянова, М.Г. Тимина, Н.П. Фроленкова.
Итак, задачи были определены, руководящие органы управления избраны. Впереди предстояла сложная организаторская работа по прочному становлению нового района , выработке своего стиля и методов руководства всеми сторонами жизни, завоеванию заслуженного, прочного авторитета руководителей среди населения, коммунистов и вышестоящих органов. Добиться этого можно было при условии проявления высокой компетентности, знания дела, способностей, организации людей на выполнение трудных народно-хозяйственных планов. Добиться этого было не так просто, т.к. все партийные, советские и хозяйственные кадры нового района отпочковались из двух, давно сложившихся районов со своим стилем и авторитетными руководителями, особенно Муромского района, где во главе районной парторганизации стоял очень опытный и умный руководитель, выходец из с. Поздняково Павел Сергеевич Бузин.
После проведения районной партконференции до конца войны с фашистской Германией оставалось еще 206 долгих дней, а до конца выхода страны из второй мировой войны, до разгрома милитаристской Японии – 322 дня. Предстояли сложные, полные лишений трудные военные, а затем и послевоенные, не менее трудные годы.
Александр Бакулин